Повышение эффективности и качества образовательного и профессионального потенциала специалиста по работе с молодежью
Ссылка для цитирования: Ростовская Т.К. Повышение эффективности и качества образовательного и профессионального потенциала специалиста по работе с молодежью [электронный ресурс] // Вопросы управления. 2015. №06 (37). URL: https://journal-management.com/issue/2015/06/27
Аннотация: Цель. Цель статьи заключается в анализе состояния кадрового потенциала молодежной политики. Методы. Основными методами исследования стали анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, кроссрегиональный анализ. Результаты. Автор обозначает задачи новой профессионально-образовательной политики в рамках реализации Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года. Уделяет особое внимание подготовке новой модели выпускника магистратуры по направлению подготовки организация работы с молодежью.
Ключевые слова: молодежь, образовательный потенциал специалиста, кадровый потенциал молодежной политики
Одним из важнейших стратегических приоритетов социального развития в современной России является создание инновационной инфраструктуры государственной молодежной политики, обеспечивающей реализацию потребностей молодежи в сферах образования и науки, здравоохранения и труда, политики и права, культуры и спорта, коммуникации.
Рассматривая в целом инфраструктуру как неотъемлемую часть материально-технической базы общества, при помощи которой создаются общие условия для эффективного развития и функционирования общественного производства, следует согласиться с ведущим российским социологом Ж.Т Тощенко, который отмечает, что производственная инфраструктура не является единственной разновидностью инфраструктуры [1, С. 248-249]. Наиболее актуальной следует считать инфраструктуру социальную, которая в процессе своего функционирования создаёт условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека в трудовой, социально-политической, культурной и семейно-бытовой во всех основных сферах общества [2, С. 32].
Таким образом, социальная инфраструктура, включающая компоненты, связанные с важнейшими сферами жизнедеятельности человека по форме существования представляет собой систему учреждений и организаций, обеспечивающих условия для повышения человеческого капитала[3].
В этой связи актуально определение инфраструктуры молодежной политики, как системы различных организаций и учреждений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведение мероприятий, направленных на развитие молодежи (в терминологии Распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года).
Работа с молодежью в учреждениях органов по делам молодежи нуждается в государственной поддержке. Несмотря на то, что в настоящее время создана разветвленная сеть учреждений органов по делам молодежи (согласно данным мониторинга Минспорттуризма России и Росмолодежи (2011, 2013 годы) в субъектах Российской Федерации функционирует более 293 региональных и 2764 муниципальных учреждений, подведомственных органам по делам молодежисубъектов Российской Федерации, следует отметить следующие проблемы [4, С.143-149].
В первую очередь , следует обратить внимание на неравномерное функционирование учреждений органов по делам молодежи.
Изанализа Рис . 1 следует, что большое количество региональных учреждений органов по делам молодежи сосредоточены в трех субъектах Российской Федерации: в Приволжском федеральном округе – 67 (23%), Южном федеральном округе – 60 (21%) и Центральном федеральном округе – 58 (20%), наименьшее количество в Дальневосточном федеральном округе и Уральском федеральном округе – 12 (4%) в каждом федеральном округе.
Рис. 1. Распределение учреждений органов по делам молодежи по субъектам РоссийскойФедерации
Наибольшее количество муниципальных учреждений органов по делам молодежи также функционирует в Приволжском федеральном округе – 774 (28%) и Центральном федеральном округе – 715 (26%), а наименьшее в Северо-Кавказском федеральном округе- 20 и Дальневосточном федеральном округе – 50 (2%).
Необходимо отметить огромную роль муниципальных учреждений в профилактической работе, так как основная часть услуг социальной защиты и поддержки молодежи приходится на местный (муниципальный) уровень. Однако, как показывает практика, местные органы власти имеют достаточно ограниченные средства на реализацию мер молодежной политики.
Во-вторых, в настоящее время в некоторых российских регионах сохраняется ситуация неполного охвата молодежи учреждениями органов по делам молодежи и их услугами; наблюдается снижение активности формирования эффективных механизмов управления и финансирования данных учреждений, а также внедрения системы современных технологий оказания услуг. Можно предположить, что обозначенные проблемы связаны в том числе, и с неукомплектованностью учреждений органов по делам молодежи профессионально компетентными специалистами, хотя в последние годы в нашей стране активно идет процесс по подготовке специалистов в сфере молодежной политики [5, С.51-54].Внастоящее время более 100 российских образовательных организаций высшего образования, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования уровней бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки организация работы с молодежью, готовят кадры для работы с молодежью.
Повышение эффективности и качества образовательного потенциала специалиста в сфере молодежной политики, является важнейшим условием реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. На это направлен и утвержденный в сентябре 2015 года новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 34.04.03 Организация работы с молодежью (уровень магистратуры), который позволит на более высоком уровне готовить магистров, способных решать комплексные задачи по реализации молодежной политики в научно-исследовательской, социально-диагностической, проектной, организационно-управленческой, экспертно-консультационной и педагогической деятельности.
Несмотря на то, что за последние пять лет выпущено более 1,5 тысячи специалистов по работе с молодежью, существует проблема их трудоустройства; к сожалению более 70 процентов не идут работать в сферу молодежной политики. В этой связи необходимо в первую очередь разработать механизм целевого набора для подготовки специалистов сферы молодежной политики в соответствии с потребностями отрасли.
И наконец , до настоящего времени в нашей стране не утвержден профессиональный стандарт специалиста по работе с молодежью. Принятие данного нормативного документа позволит:
- обозначить основную цель вида профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью;
- разработать функциональную карту вида профессиональной деятельности, включающую описание трудовых функций специалиста по работе с молодежью, входящих в профессиональный стандарт;
- повысить эффективность и качество услуг, предоставляемых учреждениями органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, что безусловно будет способствовать повышению эффективности человеческого капитала, воспитанию конкурентоспособного и подготовленного к жизни в глобальном мире молодого поколения россиян.
1.Тощенко Ж.Т. Инфраструктура: Энциклопедический социологический словарь / под. общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.
2.Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. 206 с.
3.Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: науч. монография/под общей ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Мос.гуманит.унив-та, 2013. 718 с.
4.Ростовская Т.К. Роль социальных технологий в формировании семейных ценностей в молодежной среде // Вопросы управления. 2015. № 1.
5.Ростовская Т.К. О повышении эффективности и качества услуг учреждений органов по делам молодежи // Экономика и управление. 2015. № 4.